Когда станете хорошо известны в своем деле, клиенты будут постоянно обращаться к Вам, а не Вы будете искать их. Когда есть много работы, то и стараться продавать свои услуги не будет особой нужды.
Но, что делать, если только начинаешь? Прежде чем станут обращаться клиенты, могут быть проблемы с тем, что делать целый день. Это идеальное время, чтобы дать о себе знать.
Поиск клиентов для каждого разный и то, что работает для одного, не всегда работает для другого. Тем не менее, я бы хотел поделиться некоторыми из способов, при помощи которых я получал работу в самом начале.
Не концентрируйтесь на фриланс сайтах
Если Вам нечего делать весь день, то может быть заманчиво полазить на фриланс сайтах, таких как eLance, Guru или Freelancer. Я имею ввиду, что там же тонна клиентов предлагает работу, правильно?
В действительности, такие сайты могут создавать много проблем для фрилансеров и поэтому стоит подходить к ним с осторожностью. Часы, потраченные на сайтах, участвуя в конкурсах и низкая (иногда чересчур) оплата, в сравнении с реальной стоимостью. Гораздо лучше потратить это время на продвижение своего имени.
Светится везде и всегда
Причина, по которой клиенты начали находить меня, была в том, что я, казалось, все время находился везде, где они были. Я оставлял комментарии на блогах, которые они посещали. Потом я стал писать для этих блогов. Я «твиттил» полезные статьи и советы на протяжении всего дня и начал вести собственный блог с уникальными статьями.
Меня часто спрашивают, как мне удается так много находится в сети. На самом деле, я часто бываю не в сети после работы или на выходных, но продолжаю «твиттить». Мой Twitter аккаунт подключен к Facebook, моему сайту, Linkedln и некоторым другим социальным сетям, поэтому кажется, что я всегда и везде. Таким образом клиент запомнит Вас, будет считать экспертом и обратиться с работой.
Оптимизируйте портфолио
У меня много интересов и увлечений. Когда я создавал первый сайт-портфолио, то разместил там все, что я делал: полиграфический дизайн, веб-дизайн, логотипы, верстку, фотографии и рисунки. Самое смешное, что я не получил никакой работы, хотя у меня было много талантов. Клиенты не могли понять, что же я делал. Теперь у меня простое портфолио с лучшими проектами в одной области — верстке. И клиенты могут точно сказать, чем я занимаюсь.
Писать, писать, писать и еще раз писать!
Клиенты хотят знать, что о них заботятся лучшие в своем деле. Если им нужно будет выбирать между фрилансером, о котором они ничего не слышали и тем, который написал на нескольких популярных блогах и опубликовал книгу, как Вы думаете, кого они посчитают экспертом?
Вам не обязательно писать книги, но блоги это фантастический способ сделать свое имя узнаваемым. Большинство сайтов будет даже платить за статьи — а это отличный способ для дополнительного заработка.
Старомодный маркетинг
Социальные медиа не сделают Вас богатым и не решат все Ваши проблемы маркетинга. Иногда немного хороших старомодных методов маркетинга могут стать лучшим источником новых клиентов.
- Доски объявлений — Сайты по поиску работы в форме досок объявлений отличаются от фриланс сайтов, потому что они лишь содержат краткое описание компании и того, что хотят сделать. Такие клиенты зачастую готовы платить справедливые деньги, нежели на фриланс сайтах.
- Холодные письма — Лучшим источником клиентов в первые дни была рассылка им холодных писем. Я просто «гуглил» нужный мне тип клиентов и посылал им заранее подготовленное предложение. Я до сих пор получаю с этого заказы, хотя прекратил отправлять письма более года назад.
- Личное общение — Я знаю, большинство из нас, фрилансеров — отшельники, но посещение мероприятий — отличный способ найти местных клиентов. На конференциях, таких как Barcamp и Podcamp просто интересно присутствовать и общение с другими фрилансерами имеет неоценимое значение.
Поиск клиентов с RSS-каналов
На большинстве социальных сайтов вы можете подписаться на RSS-каналы и они могут быть супер полезными для поиска новых клиентов.
Например, если Вы зайдете на Twitter и наберете в поиске «ищу фрилансера», какие отобразятся сообщения? Какие другие фразы могут быть полезны для поиска клиентов?
Вы увидите кнопку RSS для каждого поиска, который делаете на Twitter, так что неплохо бы подписаться на них, чтобы отслеживать сообщения потенциальных клиентов.
Кроме того, почти все доски объявлений обычно имеют рассылки. Подписавшись на них, Вы сэкономите драгоценное время, никогда не пропустите полезные сообщения и не будет необходимости каждый день посещать разные сайты.
Расскажите всем, чем Вы занимаетесь
Когда только начинаете, пусть все Ваши знакомые будут в курсе, чем Вы занимаетесь. Есть вероятность того, что кто-то знает кого-то, кто нуждается в Ваших услугах. Так что будьте уверены в том, чтобы все знали, что Вы в деле.
Размещайте информацию о себе везде, где сможете
Существует буквально тысячи сайтов, которые позволяют разместить Ваше имя и ссылку на свой сайт. Это не только хорошая практика обмена ссылками для SEO, это так же возвращает нас к идее везде светиться. Вот несколько идей:
- CSS Galleries
- Behance
- One Thing
- Sortfolio
- Carbonmade
- Google Maps
- Google Business
- Flickr
- Codesnipp.it
- Forrst
- Dribbble
Не поддавайтесь отчаянию
Правда, что чем больше работы у Вас есть (или возможности ее получить), тем больше заказов поступает. Отчаяние отпугивает клиентов, так что никогда не создавайте впечатления, что у Вас нет работы.
Например, если Вы наконец-то освободили свой график, после нескольких месяцев плотной работы, то нет ничего страшного в том, чтобы сообщить о своем свободном статусе. Но фрилансеры, которые делают это каждую неделю или месяц, создают впечатление, что им нечем заняться (они выглядят так, будто плохо знают свое дело)